О гимназии | ЦГИ им. А.А.Ахматовой
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой
(детская школа искусств)»
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus

О гимназии


Из обращения губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко к жителям города Пушкина 13 октября 2010 г.:

«Царское Село по праву называют «городом муз». Наверное, все со мной согласятся, что нет фото_обращение_матвиенколучшего места для постижения искусств, чем ваш удивительный город. Открытие нового корпуса гимназии даст возможность заниматься музыкой, рисованием, литературным творчеством 1200 ученикам. Это на 400 человек больше, чем было до сих пор. В новом здании теперь есть свой концертный зал, просторные залы для репетиций…

Мы ремонтируем старые и строим новые школы искусств, закупаем для них необходимые инструменты и оборудование. В Петербурге дети должны иметь все возможности для творчества. Это продолжение старых традиций нашего города – культурной столицы России».

Из обращения главы администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга И.П.Пахорукова к коллективу гимназии, 2011 г.:

«Два столетия назад зародилось первое женское учебное заведение Царского Села – Мариинская женская гимназия. В ней в начале XX в. юная Анна Горенко, будущий великий поэт России, совершила первые поэтические шаги, приведшие ее к величию и бессмертию. В настоящее время в историческом здании обучаются искусству юные пушкинцы.

Уважаемые учащиеся, выпускники, родители, преподаватели гимназии! За прошедшие 55 лет благодаря вашим совместным усилиям ваш замечательный дом достиг выдающихся успехов и результатов. За эти годы из стен гимназии вышло не одно поколение тонких ценителей мировой и отечественной художественной культуры и будущих профессионалов в сфере культуры и искусства.

В преддверии вашего юбилея, в год празднования 300-летия Царского Села вы получили в дар от Правительства Санкт-Петербурга новый учебный корпус и Большой концертный зал, что стало исторической вехой ваших достижений. Атмосфера творчества и стремление к мастерству являются той базой, на основе которой стимулируется фантазия ваших воспитанников, создается мотивация к самостоятельному творчеству, осуществляется развитие и формирование детской гармоничной личности художественными средствами, повышается педагогическое мастерство преподавателей.

Дорогие ребята, учащиеся гимназии! Вы осваиваете игру на музыкальных инструментах, на уроках изобразительного искусства – навыки художественного творчества, в классах литературы изучаете красоту русского слова. В творчестве не бывает легких путей, но благодаря трудолюбию, усердию, вы, шаг за шагом, познаете мир прекрасного.

Уважаемые преподаватели! Ваше мастерство, настойчивость и вера в ваших учащихся обеспечивают высокий уровень обучения в уважаемом многими пушкинцами учебном заведении. Ваше совместное творчество с учениками, родителями, коллегами – залог успешного сохранения традиций русской педагогической школы.

Пятьдесят пять лет – яркая знаменательная дата в истории школы-гимназии. Это – годы становления и развития, это – верность академическому искусству и традициям педагогики; это – историческая судьба, отраженная во времени и большом труде разных поколений учащихся, педагогов и родителей».

По материалам книги «Музыкальная школа – Царскосельская гимназия искусств имени Анны Ахматовой. 1956 – 2006», Санкт-Петербург, г.Пушкин, 2006

Человеку, живущему в XXI веке, непросто разобраться в событиях, волновавших людей в 50–60 годы XX века, во что они верили, к каким идеалам стремились. Не следует забывать о действиях и решениях, благодаря реализации которых мы имеем сейчас все то, чем гордимся, и что является национальным достоянием.

1956 год… В тот год в Ленинграде было всего 11 музыкальных школ. Дошла очередь и до нашего города. С самого начала школа ставила своей целью приобщение детей и подростков к классической музыкальной культуре, формированию эстетических вкусов на образцах русской, советской и зарубежной классики. Вспоминает первая ученица, ныне преподаватель гимназии, Тамара Семеновна Ментешашвили: «В городе в то время была послевоенная атмосфера; когда были праздники, в наш двор выходил дядя Вася, у него был баян, он садился играть и пел, был в бушлате, в медалях. Выходили женщины в цветастых платьях, подпевали. Стояли сараи, поленницы дров. Домов было вполовину меньше, и у каждого был сад, огород, ягодник. Жизнь была очень патриархальная. На весь город было 3 автобуса с маленькими окошечками. В Ленинград ходил “паровичок”. Я начинала учиться на рояле дома. Когда пошла во второй класс, вдруг пошли разговоры, возбуждение какое-то по поводу того, что открывается музшкола. Она изменила жизнь всего нашего маленького городка, каждого жителя и каждого ребёнка, который стал членом такого замечательного содружества».

Открытие состоялось 1 сентября в 1956 года в здании на Октябрьском бульваре, д. 46.

Школа была небольшая – всего 75 учащихся. Директором был назначен Василий Васильевич Яковлев. Популярность школы росла, открывались новые классы, приходило много желающих, становилось тесновато и школу в 1958 г. перевели в помещения Екатерининского дворца. Проводились уроки, зачеты, экзамены, многочисленные концерты для детей и жителей города. Зарождались традиции, расширялся педагогический состав: М.А.Кустова – сольфеджио; Г.Н.Суслова, И.А.Зудова, Х.Я.Абольский, В.Д.Утгоф, Э.К.Кешишян – фортепиано; Г.А.Пахомова, Ю.Б.Васильев – струнные инструменты; Н.В.Лужников, С.В.Чекина – народные инструменты, Г.О.Жакова – флейта.

В 1960 г. школу окончили первые выпускники: Галина Манис, Олег Федоров, Валерий Сочнев.

С сентября 1961 г. школу возглавил Сергей Дмитриевич Иванов – выпускник военно-дирижерского факультета Ленинградской консерватории по специальности кларнетист и дирижер духового оркестра. Сергей Дмитриевич, продолжая руководить детским симфоническим оркестром, созданным В.В.Яковлевым, организовал оркестр преподавателей.

Появились первые выпускники, подготовленные для получения профессионального образования: В.Беленкова, В.Иванов, О.Захаренко, Т.Лешинская, Т.Ментешашвили, С.Гуськова, Л.Захаренко, А.Пржилуцкий, И.Балло, С.Поппе, Т.Гончаренко, Т.Козловская, Н.Корнев, И.Кугушева, Н.Поппе, В.Молзинский, О.Цехновицер. В первые годы коллектив развивался по пути создания стойкой потребности творческой музыкальной деятельности у детей, что способствовало образованию коллектива педагогов-единомышленников, сыгравших ведущую роль в формировании образовательной стратегии школы.

Наряду с ранее работавшими опытными педагогами в школу пришли В.В.Репина, Е.Г.Фарберг, Е.В.Журавлева, Н.В.Перова, Д.Ф.Седлецкая, Р.И.Слуцкая, М.З.Волкова, Л.Г.Лукаш, Ж.А.Либель, Е.Г.Смирнов, Т.А.Козловская, Р.А.Морозова, Т.С.Ментешашвили, Т.К.Дубинская, Е.Г.Маслова, Т.Л.Короткова, И.З.Кугушева, Т.Д.Дмитриевская – фортепиано; А.П.Хова­нов, Н.В.Корнев, И.А.Герасимова – струнные инструменты; В.Е.Краховецкая, Н.В.Давыдова – сольфеджио; О.И.Назарова – хор; А.Н.Волков, Б.М.Трифонов – народные инструменты. В течение 15 лет школу возглавлял Сергей Дмитриевич Иванов, заместителем директора была Галина Олеговна Жакова.

Важнейшим событием в жизни школы стало получение в 1970 году собственного помещения – здания бывшей женской Мариинской гимназии. Расширились возможности для юных граждан г.Пушкина. Увеличился контингент учащихся, открылись новые классы, заметно возросла роль школы в культурной жизни города.  Из газеты «Вперед»: «Только два десятилетия прошло с тех пор, как в Пушкине была основана детская музыкальная школа. Но за это время здесь получили путевки в чарующее царство музыки более 400 одаренных ребят. Многие из них приехали на вечер, посвященный двадцатилетней годовщине родной школы. Как не похожа нынешняя школа с ее прекрасным светлым зданием на те несколько музыкальных кружков, с которых начинала она свою деятельность. Подтверждением тому стал и юбилейный концерт. Это был яркий отчет о той плодотворной работе, которую проводит школьный коллектив, неся в массы прекрасное искусство музыки». Растет количество выпускников. Так в 1971 г. школу окончили 35 человек.

В конце 70-х годов продолжается процесс интенсивного развития, приходят новые педагоги, открывается дошкольное отделение, повышаются требования к уровню подготовки учащихся. Школу возглавили директор Юрий Михайлович Федоренко, окончивший Ленинградскую консерваторию по специальности преподаватель фортепиано, и заместитель директора по учебной работе Борис Александрович Сергеев, по специальности преподаватель пения. Серьезную и очень доброжелательную поддержку руководству школы оказывала секретарь РК КПСС А.В.Вихрова. Многолетняя, внимательная и вместе с тем, требовательная принципиальная позиция в оценке подготовки учащихся, сохранила опытных педагогов. Интенсивно менялась материально-техническая база, развивалась концертная деятельность школы.

С 1977 г. начинает функционировать «Филармония школьника» – настоящий филармонический абонемент, открытый  в 406 школе. Каждый месяц на протяжении 10 лет лекции-концерты проводила организатор «Филармонии» М.З.Волкова. В концертах активное участие принимали педагоги и учащиеся музыкальной школы. Учитель 406-ой школы А.С.Куроченков сказал: «…«Филармония школьника», приобщая к миру музыки всех, не считаясь со способностями, помогает школе комплексно осуществлять нравственное воспитание». Совместно с кинотеатром «Авангард» был разработан киноабонемент «Музыка звучит с экрана» для школьников района, учащихся ПТУ.

В 1979 году учебный отдел возглавила волевой, принципиальный и грамотный руководитель Татьяна Леонидовна Короткова, успешно совмещающая руководящую работу с педагогической. Для решения новых задач в школу были приглашены преподаватели и концертмейстеры Е.Ю.Голубева, В.А.Изотова, Л.А.Басистая, Я.С.Оржевская, С.И.Игонина, Е.К.Николаева, А.Б.Садыхбеков, М.А.Ефремова – фортепиано; Э.В.Щетинина – арфа; А.А.Неволович, В.Е.Римша – класс композиции; Г.Л.Козлова, В.Г.Дементьев – народные инструменты; О.С.Орлова – пение; Н.Б.Шаповалова, Е.В.Цыгальницкая – сольфеджио; Н.В.Батерина – флейта; Ю.И.Колчунов – ударные инструменты; Н.А.Трубецкая, Т.И.Летичевский, В.М.Шварцбург, Д.Ю.Кучеров – струнные инструменты; И.Н.Уварова – хор; О.И.Безгубов – орган; С.А.Аркин – дирижер оркестра. Нотной библиотекой заведовала А.В.Трифонова – ответственный и требовательный работник, истинный хранитель бесценного нотного и книжного фонда.

Состоявшийся в Доме культуры праздничный концерт, посвященный 25-летию школы, продемонстрировал возросший уровень педагогической и воспитательной работы. Из газеты «Вперед»: «Словно огромный алый тюльпан с множеством лепестков вырос на сцене пушкинской школы прошлым воскресным днем. Это юные участники сводного хора выступали с первым номером программы концерта, проходившего в рамках фестиваля ленинградских музыкальных школ, посвященного 110-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина. В зале были учащиеся, родители, представители общественности, почетные гости. Этому прекрасному ансамблю юных певцов выпала честь открыть концерт, а потом завершить его исполнением отрывка из кантаты А.Пахмутовой «Ленин в сердце у нас»… Вот на стул у рояля едва взбирается маленькая девочка, ученица 1 класса Тамара Твердовская – педагог Е.В.Журавлева. Ученица преподавателя Э.В.Щетининой Света Ромодина талантливо исполнила на арфе «Гавот» и «Танец» из балета «Раймонда»… все участники концерта приложили максимум стараний – ансамбль баянистов, рук. В.Г.Дементьев, ансамбль скрипачей младших классов, руководитель С.А.Аркин».

О Семене Аркадьевиче Аркине следует сказать отдельно. Окончив в 1931 г. Ленинградскую консерваторию Семен Аркадьевич более 49 лет работал в симфонических оркестрах города. В годы Великой Отечественной войны Аркин жил в блокадном Ленинграде, работая в оркестре Ленинградского радиокомитета, 9 августа 1942 г. он стал участником  исполнения  в Большом зале Филармонии Седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича. Это событие навсегда вошло в историю борьбы с фашизмом.

Шли годы. В стенах школы на ул.Труда звучала музыка, проводились уроки, зачеты, экзамены, концерты, смотры. Из воспоминаний заместителя директора по учебной части, в те годы еще и секретаря партбюро Т.Л.Коротковой:  «Учебный процесс стал более интенсивным и результативным. Увеличилось количество поступающих в музыкальные училища. Вырос авторитет школы, всегда много поступающих – хороший показатель качества обучения и надежности наших преподавателей. Уменьшилась текучка кадров – показатель устойчивого морально-психологического климата. Концерты были самые различные: традиционные концерты педагогов и учащихся; торжественный концерт, посвященный 40-летию снятия блокады – средства перечислены в Фонд мира; шефские концерты в Доме ветеранов КПСС, в военно-морском училище; традиционный концерт «Памяти Пушкина». За большую работу по сбору средств школа награждена грамотой Советского Фонда мира. Это наиболее крупные мероприятия, где участвовало значительное количество учащихся и преподавателей. Создалась традиция проведения педагогами тематических концертов, посвященных памятным датам и творчеству композиторов».

Продолжалось привлечение инициативных опытных преподавателей: Е.А.Журек, Р.К.Лисиц, Ю.Я.Рубан, Е.С.Кравцова – фортепиано; М.Б.Калюжный, А.Ю.Рюмин – духовые инструменты; С.Е.Соколов, М.Н.Банцеров – гитара; О.Г.Боешко – сольфеджио.

В июне 1985 года к зданию школы подошли два грузовика. Из них стали выгружать не очень понятные детали и деревянные конструкции. Это были детали первого органа первой отечественной консерватории, памятника органостроения и музыкальной культуры XIX века, изготовленного фирмой Sauer, находящегося с 1884 по 1970 гг. в стенах Петербургской-Ленинградской консерватории. Исчерпавший свой материальный ресурс инструмент был передан в одну из школ Ленинграда. Попытки реставрации были неудачными. С 1985 г. в течение трех лет два раза в неделю собирались в школе энтузиасты: преподаватели-органисты Олег Иванович Безгубов и Юрий Николаевич Семенов, мастер спецмастерских Эрмитажа Владимир Александрович Градов скрупулезно изучали состояние инструмента и очень осторожно выполняли реставрационные работы. Пополнялись недостающие детали, проводились экспертизы, делались и переделывались отдельные детали с недопущением «новодела». Консультировал эстонский органный мастер Хардо Крийза. Руководил восстановительными работами Юрий Михайлович Федоренко. Удивительную, отважную по тем временам финансовую поддержку оказала начальник финансового управления Р.А.Иванова. 19 февраля 1988 г. состоялось открытие Органного зала г.Пушкина. Трудно не согласиться с Народным артистом России В.А.Чернушенко: «Детское Село – национальная святыня,– сказал он. – И не случайно здесь возник еще один очаг классической культуры. Мастера совершили настоящий подвиг, орган восстал из небытия и зазвучал как без малого сто лет назад. Низкий поклон вам, мастера!». В дальнейшем стали проводиться органные концерты при участии Заслуженной артистки России, профессора Петербургской консерватории Н.И.Оксентян, преподавателя гимназии и музыкального училища, мастера, органиста и хранителя уникального инструмента О.Безгубова, преподавателя музыкального училища Ю.Семенова, органистов А.Сердюка, Д.Зарецкого, С.Корбина (США), П.Сент-Сюльписа (Франция), П.Иннеса (Шотландия), П.Манасека (Чехия), А.Бринкена (Швейцария), студентов Польской Музыкальной Академии и др. Наличие органа создало возможность проведения Царскосельских фестивалей юных органистов.

С историей Царского Села тесно связано имя Анны Андреевны Ахматовой. В память о годах обучения поэта на здании школы в 1989 г. установлена мемориальная доска. 23 июня 1989 г. в присутствии известного ученого, сына А.Ахматовой Льва Николаевича Гумилева, при большом стечении граждан и зарубежных гостей скульптор М.К.Аникушин и представитель Советского Фонда культуры А.Б.Пирская торжественно открыли памятную доску. Из окон школы звучал орган.

В мае 1989 г., в стенах ДМШ № 10 состоялся первый в истории г.Пушкина концерт солиста в сопровождении симфонического оркестра. Звучал концерт для фортепиано с оркестром Р.Шумана. Дирижировал Ленинградским Малым симфоническим оркестром Лео Корхин. Солист – преподаватель школы Ева Игнатьева (Ильченко). Исполнение музыкальных произведений в сопровождении профессионального оркестра во все времена было показателем высокого уровня не только самого исполнителя, но и всей системы подготовки солиста. За 22 года учащимися и преподавателями школы-гимназии было исполнено свыше 55 концертов и концертных произведений различных стилей, написанных 30 композиторами различных эпох, причем более половины никогда  и нигде более не звучали! Самые престижные концертные залы распахивали свои двери перед нашими исполнителями: Концертный зал г. Пушкина; Лиговский народный дом; зал Администрации г. Пушкина; Мальтийская капелла Суворовского военного училища; Академическая капелла Петербурга; Карельская филармония; зал Географического общества Петербурга; Малый зал Консерватории. Начало нового тысячелетия гимназия встретила исполнением концертов И.С.Баха для одного, двух, трех и четырех клавиров при участии 16 солистов! Лучшие оркестры сопровождали выступления исполнителей нашей гимназии. Назовем лишь некоторые: Петербургский государственный академический симфонический оркестр – дирижер А.Арканов; Оркестр популярной классической музыки – дирижер Э.Густин; Симфонический оркестр Академической капеллы Петербурга – дирижер А.Чернушенко; Симфонический оркестр Карельской филармонии – художественный руководитель и дирижер О.Солдатов; оркестр Театра оперы и балета Петербургской консерватории – дирижер М.Алексеев.

Возросший уровень педагогической работы позволил провести концерт учащихся, посвященный 40-летию школы в Малом зале Филармонии.

В 1988 г. по инициативе председателя Исполкома г.Пушкина Ю.П.Никифорова, при непосредственном участии заместителя председателя Исполкома Ленсовета В.И.Матвиенко было принято историческое решение по реконструкции здания музыкальной школы.

Изменения, произошедшие в нашей стране в начале 90‑х годов, определили новые условия для сохранения и развития классического наследия. Существование школы в этот период мало назвать тяжёлым. Текущие трудности явились серьезным экзаменом для коллектива, но высокий моральный дух, гибкое маневрирование в системе поощрения учащихся и преподавателей, приобретение оборудования для самостоятельного изготовления нот, учебников, пособий, проведение ремонта и другие важные мероприятия не только сохранили школу, но и обозначили приоритетные пути развития учебного заведения: был создан собственный учебный план, расширен круг пре­подаваемых предметов, открыты отделения ИЗО и литературы.

Девятого января 1996 года Детская музыкальная школа №10 была реорганизована в Царскосельскую гимназию искусств.

В 1996 г., следуя естественной исторической необходимости и справедливости, в гимназии было открыто литературное отделение. В разные годы в гимназии работали преподаватели: В.И.Мухина, К.Б.Добровольская, И.Ю.Шмелева, А.Р.Садовникова, Н.И.Крюкова, В.А.Кечемайкина, Е.И.Дмитракова, Т.А.Михеева,  Л.М.Мушникова, М.Т.Васильева, И.В.Третьякова, Э.Н.Посохина, Е.А.Барканова. Более пятнадцати лет юные царскоселы изучают основы общего языкознания, теорию литературы, историю искусств, культуру речи, основы литературоведения. Но главное – это среда школы-гимназии, в которой учащиеся проявляют способности в поэзии и прозе. За эти годы издано 38 альманахов «Подснежник», сборники стихов О.Ступеньковой, А.Зиневич, Д.Добровольской, А.Пеевой.

Гимназия – вид учреждения дополнительного образования, ориентированного на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному творческому труду. Цель гимназии – предоставить благоприятные условия для элитарного образования по программам художественно-эстетической направленности, для формирования системного подхода к овладению знаниями и осознанного выбора профиля дальнейшего образования. В процессе развития гимназии возникла необходимость создания собственного информационно-издательского комплекса.

Учащиеся гимназии – неизменные участники различных музыкальных и художественных фестивалей, смотров, конкурсов в городах России и за рубежом: в Петербурге, Москве, В.Новгороде, Пскове, Петрозаводске, Калининграде, Одессе, Казани, Рыбинске, Париже, Ницце, Праге, Таллинне, Нарве, Вустере, Тулче, Вене, Пезаро, Турку, Хельсинки, Ольдборге. Свыше 650 учащихся награждены дипломами, званиями лауреатов в различных номинациях.

В начале 90-х г.г. начинается международная деятельность школы. В 1989 г. состоялся концерт-встреча учащихся школы с делегацией учащихся школы искусств города-побратима Вустера (США). В следующем году в г.Вустер выезжала первая делегация г.Пушкина в составе учащихся музыкальной школы и Дома пионеров. Спонсорскую поддержку оказали активисты побратимских связей г.Вустера и генеральный директор кинообъединения «Руслан» В.Б.Серпинский. В дальнейшем учащиеся и преподаватели гимназии выезжали в разные страны, им аплодировали слушатели в залах Германии, Дании, Италии, Америки, Болгарии, Эстонии, Румынии, Франции, Австрии, Финляндии, Украине, Испании.

Увеличение контингента потребовало дополнения в педагогический состав: Е.В.Сычкова, С.Л.Мысик, А.А.Зингаренко, С.Н.Ануфриева, С.Г.Соколова, Л.В.Каменщикова, С.В.Гайнцева, Е.Г.Ростомова – фортепиано; Л.В.Лагус, И.В.Панкова, Т.В.Павлова – струнные инструменты; А.Ф.Артамошкин – ударные инструменты; Э.А.Ельяшевич – гитара; М.А.Чугунова – флейта; О.П.Алексеева – народные инструменты; И.А.Пеева, Л.Н.Куликова, И.А.Костенич – история музыки; М.Д.Андреева, М.В.Волкова, З.В.Голубева – художественное отделение.

К 110-й годовщине со дня рождения поэта в гимназии создана музейная экспозиция «Анна Ахматова. Царское Село». В экспозиции представлены материалы коллекции, переданной в дар гимназии Почетным гражданином города Пушкина Сергеем Дмитриевичем Умниковым. Исключительно по своей величине и значимости коллекция включает в себя около 6000 наименований музейных единиц: газеты, письма, журналы, книги, иконография – удивительные памятники бережного отношения граждан нашей страны к имени великого поэта. Авторы экспозиции: архитектор-художник З.Б.Томашевская, литературовед С.И.Сенин, художники О.Зверева, А.Томашевская. Экспозиция пользуется неизменным успехом и интересом у жителей и гостей г. Пушкина,  востребована в учебном процессе.

15 мая 2000 г. гимназии присвоено имя Анны Андреевны Ахматовой.

Продолжалось обновление педагогического коллектива: Н.Г.Акимова, Е.А.Болтенко, Т.И.Твердовская, Е.В.Ильченко, Заслуженный работник культуры РФ Л.А.Собичевская, С.Л.Сергеев – фортепиано; В.И.Вершинина, М.А.Радилова, В.В.Огай – струнные инструменты; Е.О.Мигалев – народные инструменты, А.Л.Фридман – ударные инструменты; Н.В.Мигалева – флейта; Е.В.Мазурова, Е.В.Абарова – ИЗО; Г.А.Белова – хор; Я.Ю.Саганская, Е.В.Слободчикова, Г.В.Хосровьян, Т.А.Шуринова – концертмейстеры, М.М.Равич – основы этикета.

В гимназии ведется большая просветительская деятельность. Малый и Большой концертные залы позволяют проводить различные концерты, фестивали, традиционные вечера, посвященные творчеству А.С.Пушкина, А.А.Ахматовой, музыкально-поэтические композиции, вечера и фестивали органной музыки, выставки учащихся ИЗО и народных промыслов. С творческими визитами приезжали делегации учащихся и преподавателей из Германии, США, Испании, Канады, Узбекистана, Киева, Москвы, Рыбинска, пос. Вознесенье. Только за последние 25 лет проведено свыше 2200 концертно-выставочных мероприятий.

В 2009 году в Тронном зале Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» состоялся юбилейный праздничный концерт учащихся и выпускников прошлых лет «Пятидесятый выпуск». В историческом зале прозвучала музыка различных эпох и стилей в исполнении лауреатов международных конкурсов, воспитанных  в стенах школы-гимназии.

Исключительный по своей значимости многолетний твор­ческий союз связывает гимназию с Академией молодых певцов Мариинского театра, художественный руководитель Народная артистка России Л.А.Гергиева. Концерты солистов Академии пользуются неизменным успехом среди учащихся, педагогов и жителей г.Пушкина.

Большого уважения и признательности заслуживают родители наших учащихся, их самоотверженность, терпение, вера в великую силу Искусства. Занятия искусством меняют весь уклад жизни в семье, трансформируют понятие о продолжительности и разнообразии отдыха. Маленькие дети – учащиеся двух школ – испытывают очень важное влияние: занятия искусством предполагают систематическую тренировку внимания, памяти, «сверхусилие» в организации выполнения заданий. Участники этого процесса приходят в новый институт обучения и воспитания – индивидуальное развитие художественных способностей  ребенка. Имея в основе своей деятельности богатейшие традиции российской культуры и историю классического образования, коллектив гимназии поставил целью сохранение очевидных преимуществ индивидуальной педагогики. В результате возникает неуловимая связь, создающая из двух незнакомых людей самое загадочное и самое прекрасное в человеческом мире содружество – УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКА, где каждый УЧЕНИК – загадка; решать её порой приходится мучительно долго, но велика радость успеха, и УЧИТЕЛЬ несет весь груз веры, надежды и терпения.

Школа родилась в годы «потепления», успешно прошла годы становления и развития, создано перспективное учебное заведение.

Благодаря усилиям Администрации г.Пушкина, лично главы Михаила Ивановича Каратуева и одобрении Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко в октябре 2005 г. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга утвердило Закон «Программа подготовки к 300-летию Царского Села», предусматривающий пристройку к гимназии, а также реконструкцию и реставрацию существующего здания.

Взгляд изнутри. Из дневника строительства

9 февраля 2009 года. Понедельник. Во дворе гимназии в 9.00 вынут первый ковш земли под фундамент учебного корпуса. Ведется проверка грунта. Начат вывоз земли, включающей большие валуны, корни деревьев. Тут и там видны любопытствующие группы учащихся, с интересом обсуждающих, какие большие камни выворачивают экскаваторы, как они смогут их поднять, как и на чем их можно вывезти (!!!).

Ментешашвили Тамара Семеновна, первая выпускница школы, преподаватель фортепиано: «Вспоминаю, как скитались и переезжали из здания в здание. Обустроив одно помещение, мы его теряли, нас переселяли. Но мы всегда надеялись, что когда-нибудь у нас появится настоящий концертный зал, концертный рояль и такое здание, которое станет притягательным культурным центром для жителей Пушкина. Наш сегодняшний дом-гимназию мы очень любим, но мы все понимаем, что город Пушкин растет, и наш любимый Большой зал не всегда может вместить всех желающих. Вместе с г. Пушкиным должна подрасти и наша гимназия».

Мигалев Евгений Олегович, преподаватель баяна: «Очень рад, что г.Пушкин будет иметь такой большой культурно-образовательный центр обучения детей. Изменения внутренней структуры учебного учреждения, его учебного плана  и штатного расписания позволят осуществлять обучение и воспитание детей и подростков  на качественно новом профессиональном уровне».

Короткова Татьяна Леонидовна, заместитель директора по учебно-методической работе: «Я это событие жду с 1988 года, и была свидетелем уже фактически двух проектов. Один был подготовлен в 90-е годы, макет нового здания был выставлен на обозрение общественности. Перестройка отодвинула наши планы, проект был отложен на неопределенное время. Финансирование учебных заведений было прекращено. Хватало денег только на зарплату преподавателям.

За это время мы успели стать гимназией, нам было присвоено имя Анны Ахматовой,  увеличился контингент учащихся, были открыты новые отделения. И только теперь мы понимаем, что наши мечты, наконец, станут реальностью. Эта стройка необходима для нас, так как существующее здание не может вместить всех желающих».

Сидорова Екатерина Кузьминична, выпускница гимназии, преподаватель фортепиано: «Очень грандиозное и долгожданное строительство! Не верится, что мы дожили до этого события. Когда я пришла в музыкальную школу семилетней девочкой в 1975 году учиться играть на фортепиано, я еще не знала, что когда-то вернусь в нее преподавателем. В 1999 году привела учиться сына Сергея. Так сложилось, что со школой-гимназией оказалась связана вся моя жизнь. Моя любимая школа-гимназия развивалась и менялась на моих глазах и вместе со мной. И мне очень радостно наблюдать за этим процессом. Надеюсь, что своих внуков буду учить уже в новом здании».

Наблюдение: …Тем временем этажами выше учащиеся сдали технические зачеты и академические концерты, выполнили творческие задания по литературе и истории искусств. Присутствует ощущение, что находишься, по Пелевину, сразу в нескольких измерениях.

20 февраля 2009 года. Пятница. Во дворе идут геодезические измерительные работы. Расставлены теодолиты, что вызвало переполох среди учащихся и преподавателей. Ведется разметка котлована и вертикальная планировка, проводится уточнение залегания котлована.

Волкова Марина Залмановна, преподаватель фортепиано: «Местные собаки явно стали охранять наш объект, прониклись «важностью момента». Как работник, уже десятилетиями работающий в школе-гимназии, я белой завистью завидую тем, кто будет трудиться в «двойственном пространстве» –- в современном здании, построенном и оснащенном по последнему слову техники, и в старинном здании. Работа на контрасте очень интересна. Когда я смотрю в глаза маленьких детей и говорю им, что они будут учиться в обновленном здании, у них загораются глаза. Сочетание нового и старинного всегда привлекательно».

23 февраля 2009 года. Вторник. Внутри котлована расставлены деревянные лестницы. Продолжаются геодезические работы. Интересно, сколько километров «находили» рабочие, осуществляя и проверяя все замеры?!!!

28 февраля 2009 года. Суббота. Начата заливка фундамента. Горы песка появляются и исчезают с завидной скоростью. Работы идут, не останавливаясь ни на минуту.

13 марта 2009 года. Пятница. Угадываются габариты строящегося здания в натуральную величину. Приходит отчетливое осознание, что это будет Царскосельский образовательный «линкор», а коллективу гимназии предстоит находиться на нем «при исполнении».

Завершается прокладка металлических прутов в фундамент. Зрелище впечатляющее. Особенно, если наблюдаешь, как они вручную режутся, сгибаются, расставляются и связываются в металлический частокол при температуре -5 градусов.

14 марта 2009 года. Суббота. Пошел «большой бетон». Монблан.

Апрель 2009 года. Незаметно коллектив привык к постоянному шуму за окнами. Учащиеся и преподаватели погружены в учебный процесс…

Май 2009 года. Проведен выпускной вечер. Скоро каникулы!

Ноябрь-декабрь 2009 года. Озадачены процессом приобретения оборудования для музыкальных классов гимназии. Вникаем во все мелочи и детали. Выбрать лучшее – главная задача.

Февраль-май 2010 года. Гайнцева Светлана Витальевна, заместитель директора по воспитательной работе: «Эти месяцы пролетели как миг, потому что были насыщены обычной текущей учебной и концертной работой, с одной стороны, и объемной научно-аналитической работой по составлению спецификации немонтируемого оборудования для двух корпусов гимназии, с другой. Перед администрацией гимназии встала новая задача: насытить каждое учебное и административное помещение необходимыми инструментами, оборудованием, мебелью и прочим. Хочется ничего не забыть! Работа кипит даже в выходные дни».

20 мая 2010 года. Четверг. Сегодня новый Большой концертный зал, с легкой руки кого-то названный БКЗ, посетили учащиеся струнного ансамбля. Пробовали играть фрагменты праздничного репертуара. Дети в восторге от осознания себя первопроходцами. Размеры помещения поражают: гигантская коробка с арматурой, проводами, тепловыми пушками, вверх уходят ступени зрительского зала.

24 июня 2010 года. Четверг. 24 июня началось празднование 300-летия Царского Села. Нарядный город гуляет, все улицы в цвету.

16 августа 2010 года. Понедельник. Коллектив вернулся из отпуска. Сегодня последний раз перед демонтажем звучал наш старый друг орган «Зауэр». Прощание состоялось. Администрацией Пушкинского района принято решение о реставрации старинного инструмента.

 

В 2010 году Царскому Селу – жемчужине русской истории – исполнилось 300 лет. Царское Село получило юбилейный подарок. 13 октября 2010 года был открыт новый корпус гимназии (пристройка) и дан первый концерт в Большом концертном зале. В торжественном мероприятии по этому случаю приняла участие губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко и Глава администрации Пушкинского района Игорь Павлович Пахоруков.

С 20 декабря 2010 года гимназией руководит выпускник Санкт-Петербургской консерватории, концертирующий пианист Михаил Александрович Окулов. Воспитательную и концертную работу осуществляет заместитель директора Юрий Васильевич Сидоров.

Не останавливаясь ни на один день, учебный процесс продолжился в новом корпусе гимназии. Юные жители г.Пушкина в год празднования 300-летия Царского Села получили просторные, светлые, оснащённые современным оборудованием и новыми музыкальными инструментами учебные классы, концертный зал, репетиционные помещения. В учебный план гимназии были введены специализация «художественная фотография», предмет «скульптура», расширен контингент учащихся художественного академического отделения.

В январе 2011 года состоялось важнейшее событие для жителей г.Пушкина: был открыт первый концертно-театральный сезон Большого концертного зала гимназии и г.Пушкина. Зал на 308 мест, оснащенный концертными инструментами и современным техническим оборудованием, встречал первую публику. На сцене прозвучала концертная постановка оперы П.И.Чайковского «Пиковая Дама» в сопровождении Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» под управлением блестящего дирижёра, скрипача и музыкального педагога, заслуженного артиста Российской Федерации Александра Яковлевича Канторова.

Важно отметить, что по-прежнему ответственные учебные, социально значимые тематические мероприятия проводятся творческими силами гимназистов, выпускников и преподавателей на высокопрофессиональном уровне. Самыми запоминающимися из них стали ежегодный педагогический концерт, концерты дружбы детских хоровых коллективов из Франции, Украины и хора гимназии «Царскосельские стрижи» (руководитель Г.А.Белова, концертмейстер С.И.Питик), концерт юных певцов и выпускников класса преподавателя заслуженного работника культуры Российской Федерации Б.А.Сергеева, презентации альманаха творческих работ учащихся «Подснежник», персональные художественные выставки лучших учащихся и преподавателей.

Яркими и запоминающимися событиями дебютного сезона стали встречи, концерты и спектакли отечественных и зарубежных исполнителей, артистов, известных деятелей культуры и искусства Петербурга и России, популярных театров. Значительно расширился репертуар – от популярной классики до джазовой импровизации и театральных постановок. Пушкинскую публику порадовали своими сольными концертами профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова С.Урываев и Е.Семишина, профессор Санкт-Петербургского университета имени А.И.Герцена М.Воротной. Непосредственная творческая атмосфера, профессиональные режиссерские решения света и звука способствуют установлению необыкновенного тёплого контакта со слушательской аудиторией. Одной из самых ярких стала встреча с народным артистом России С.Г.Мигицко.

На сцене Большого концертного зала состоялись театральные постановки «Театра на Васильевском». А концерты звезд отечественного и американского джаза, таких как трио Алексея Черемизова, Кенни Вашингтона, Шарон Кларк, вызвали неподдельный восторг и большой общественный резонанс.

С 28 июня по 6 июля в гимназии прошли концерты и мастер-классы участников III Международного музыкального фестиваля «ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДИВЕРТИСМЕНТ».

В декабре 2011 года гимназия стала одним из учредителей международного конкурса имени Самария Ильича Савшинского, прочно вошедшего в культурную жизнь г.Пушкина.

Музыкальная школа – гимназия г.Пушкина со дня открытия стала для жителей настоящим «оазисом» культуры, ставя своими целями приобщить детей к музыкальной культуре, воспитать их эстетические вкусы на лучших образцах зарубежной и отечественной классики, научить пониманию музыки и привить любовь к ней, пополняя музыкальные кадры города своими питомцами. Коллектив учащихся, родителей, преподавателей и сотрудников смело шел в будущее и жил с родным городом общей жизнью.

Гимназию с большим удовольствием посещают выдающиеся музыканты и деятели искусств В.В.Мищук, В.Д.Биберган, С.П.Баневич и многие другие.

Коллектив гимназии стал инициатором таких культурно-просветительских проектов, как ежегодный абонемент для школьников г.Пушкина, проект для дошкольников «Маленькими шагами в большой мир культуры и искусства»

 

К 2011 году на восьми отделениях: подготовительном; музыкальном академическом – фортепиано, орган, пение, скрипка, виолончель, флейта, кларнет, саксофон, ударные инструменты; музыкальном народном – баян, аккордеон, балалайка, домра, гитара; литературном; художественном академическом (ИЗО); художественной фотографии; художественных народных промыслов; допрофессиональной подготовки обучается 800 учащихся по 18 специализациям.

Гимназия – комплексное образовательное учреждение, имеет развернутый учебный план, предлагает расширенное количество предметов (свыше 50). Выпускные экзамены состоят из двух частей: экзамен по специализации – экспозиция художественных работ, исполнение музыкальных программ, письменное литературное исследование и экзамены по предметам «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», «Основы этикета», реферат по предмету «Культура и искусство Петербурга-Ленинграда». Библиотека и фонотека имеют свыше 42000 экземпляров нот, книг, учебников, пособий, аудиокассет. Благодаря развитому издательско-информационному отделу самостоятельно издано свыше 190 адаптированных учебных программ, пособий, сборников стихов, нот, литературных альманахов «Подснежник», альбомов работ учащихся художественных отделений. Учебный процесс обеспечен необходимым количеством музыкальных инструментов, техническими средствами обучения.

Существенно обновился педагогический состав: А.В.Грудинкин – орган; М.А.Окулов, В.Я.Сухова, П.А.Шпак – фортепиано; С.М.Барабаш, Д.А.Гагулашвили, Е.Д.Ильюнина, Ю.В.Минакова, А.А.Харламова – струнные инструменты; Ю.М.Гараникова, Т.В.Руденко – флейта; Г.В.Логвинов – ударные инструменты; А.С.Матвейчева – домра; А.В.Поликарпова – гитара; И.С.Конышева, А.А.Петрова, А.О.Петрова – концертмейстеры; О.М.Борисова – ИЗО; Х.З.Шахмаметьев – художественная фотография.

Пройден серьезный значительный путь развития, становления. Неразрывен союз учителя и ученика. Всегда рядом родители. Всегда рядом настойчивость, вера в ученика и ребенка.

В 2012 году в системе дополнительного образования детей начата реформа. В соответствии с изменениями в Федеральном законе «Об образовании» гимназия вошла в переходный период, наряду с дополнительными общеобразовательными программами введены предпрофессиональные общеобразовательные программы по видам искусств.

Сегодня в гимназии пять отделений: подготовительное, музыкальное, художественное, литературное и отделение танцевального искусства.

В настоящее время в гимназии ведется обучение на бюджетной и самоокупаемой основе:

На бюджетной основе дети обучаются:

1) по дополнительным общеобразовательным программам со сроком обучения 8 (9) лет:

«Инструментальное исполнительство. Фортепиано»

«Инструментальное исполнительство. Орган»

«Инструментальное исполнительство. Струнные инструменты»

«Инструментальное исполнительство. Духовые и ударные инструменты»

«Инструментальное исполнительство. Народные инструменты»

«Сольное пение»

«Хоровое пение»

«Художественное творчество. Изобразительное искусство»

«Художественное творчество. Русские народные художественные промыслы»

2) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства со сроком обучения 8 лет и 8 лет с дополнительным (9) годом обучения:

«Фортепиано»

«Струнные инструменты»

«Духовые и ударные инструменты»

«Народные инструменты»

«Хоровое пение»

3) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства со сроком обучения 8 лет и 8 лет с дополнительным (9) годом обучения:

«Живопись»

4) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства со сроком обучения 5 лет и 5 лет с дополнительным (6) годом обучения:

«Духовые и ударные инструменты»

«Народные инструменты»

5) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области декоративно-прикладного искусства со сроком обучения 5 лет и 5 лет с дополнительным годом обучения:

«Декоративно-прикладное творчество»

 

Гимназия оказывает платные образовательные услуги для детей:

1) по дополнительной общеобразовательной программе со сроком обучения 1 (2) года:

«Интегрированная программа для подготовительного отделения»

2) по дополнительной общеобразовательной программе со сроком обучения 6 лет:

«Литературное творчество»

На 1 сентября 2013 года школу-гимназию окончили 2413 учащихся. Более 320 выпускников избрали искусство своей профессией, получив в гимназии начальную профессиональную подготовку. Воспитанники гимназии, определившие свою судьбу в искусстве, стали артистами, педагогами, концертными исполнителями, оркестрантами, музыковедами, концертмейстерами, художниками, филологами, исследователями.

Педагогический коллектив пополнился новыми специалистами. В гимназии начали педагогическую деятельность: А.В.Авзан, Н.С.Березина, Н.Р.Бикташева, Т.И.Борзых, Е.В.Веселовская, С.Е.Дубинина, Д.Н.Елисейкин, М.П.Ильюнина, А.В.Королева, А.С.Короткова, И.Г.Кривцова, Н.М.Кустов, М.В.Лапачугин, Т.Н.Науменко, Е.А.Никитченко, А.П.Обищенко, В.В.Орлов, С.З.Панькив, У.А.Плотникова, А.С.Сергеенко, Л.И.Стёпочкина, Н.Ю.Тесленко, Е.А.Трусова, Л.Э.Уркитис, К.А.Ференци, М.С.Чуйкова, Т.А.Ширшова.

На 1 марта 2014 года коллектив гимназии составил 131 штатный работник и 10 совместителей, в том числе педагогических работников – 97 человек.

Педагогические работники и сотрудники гимназии регулярно повышают уровень квалификации. На 27 марта 2014 года 89 человек были отмечены различными государственными наградами, дипломами, грамотами, благодарственными письмами за профессиональные достижения. Подавляющее большинство преподавателей имеет высшее образование, более половины – специалисты высшей и первой категории, всегда демонстрирующие стабильный высокий уровень обучения.

С 2016 года дети от 6,5 лет получают платные образовательные услуги по дополнительной общеобразовательной программе со сроком обучения 8 лет и 8 лет с дополнительным (9) годом обучения

“Танцы народов мира”

На 1 сентября 2016 года контингент обучающихся в гимназии более 1000 человек, в том числе на отделении самоокупаемости обучаются около 100 человек.

На 1 сентября 2016 года коллектив гимназии составил 161 штатных работника и 8 совместителей, в том числе педагогических работников – 110 человек. Педагогические работники и сотрудники гимназии регулярно повышают уровень квалификации, отмечаются различными государственными наградами, дипломами, грамотами, благодарственными письмами за профессиональные достижения.

В 2016 году в гимназии создан Попечительский совет, состоящий из представителей общественности и оказывающий большую помощь в обеспечении и развитии учреждения.

В сентябре 2016 года гимназии отметила свой 60-летний юбилей.

Буклет гимназии, посвященный празднованию 60-летия гимназии.

За прошедшие годы школа-гимназия по праву стала одним из ведущих учебных учреждений г.Пушкина и Санкт-Петербурга. Пройден большой путь, сформирован работоспособный творческий коллектив. Школа всегда наполнена детьми, прекрасными звуками музыки, рисунками, стихами.

 

В добрый путь! Жизнь продолжается…